ВЫБОР И ПОКУПКА МОТОРА ДЛЯ ТРОЛЛИНГА
Оглавление:
Выбор мотора для троллинга
Какой мотор лучше для троллинга – вопрос, интересующий многих рыболовов. И это совсем не праздный вопрос. Ведь, кроме того, что движок должен быть верным помощником в рыбалке, он может спасти или не спасти рыболова в бескрайних просторах водохранилищ и крупных озёр.
То есть, нередко от мотора напрямую зависит жизнь рыбака. Представьте себе такую картину. Лодка находится на расстоянии десятков километров от берега, а именно такие расстояния естественны для водохранилищ волжского каскада. Всё идёт хорошо, рыбалка удалась и надо возвращаться на базу или к машине. И вдруг тихая гладь водохранилища подёргивается рябью, начинает тянуть холодным ветром уже с севера. На такой перемене с «южака» на «северяк» обычно приходят шторма. И уже слышится неясный гул. Это идёт шквальный ветер с дождём и градом. А с этим гулом приходит волна, которую уже нельзя назвать волжской, а только морской, штормовой. Серые валы с пенящимися барашками несутся на вас. Но верный мотор выручит… Нет, не заводится. Исход ситуации неясен. Лодка ПВХ может, словно поплавок, болтаться на громадных валах, сколько – неизвестно. А какая-нибудь «Казанка» уже будет крутиться на волнах кверху булями, а рыболов сможет только удерживаться за неё. Тоже неизвестно – сколько долго. И эта ситуация не является рядовой. Плавали, знаем…
Но это просто иллюстрация, картинка, вырванная из жизни. Теперь же перейдём к конкретному вопросу, а это – выбор и покупка мотора для троллинга, надёжного помощника и друга. Обычно хороший мотор в процессе рыбалки делается, словно продолжением руки, и уже почти незаметен, словно сам разумно и азартно участвует в процессе ловли.
Не секрет, что любой рыболов-троллингист предпочтёт импортный мотор отечественному, только цена иностранца обычно «кусачая». Не каждому по карману такая покупка. Но есть некоторый компромисс, когда на транец подвешиваются два мотора, одним из которых является какой-нибудь бюджетный «Нептун» или старый испытанный «Вихрь, орущий, как слон в джунглях, но тянущий, как выносливый ослик, а в придачу – малосильный импортный мотор, не такой дорогой, как более мощные собратья. Но при этом транец должен быть рассчитан на такую комбинацию. Для чего нужен такой симбиоз? В троллинге мотор должен сочетать в себе возможность быстро доставить рыболова к месту ловли, а как уже было сказано, расстояния водохранилищ не мереные, и при этом движок должен обладать способностью идти на малой скорости около 2,5-5 км в час, желательно, не создавая излишнего шума.
Купить мотор для троллинга лучше всего с учётом минимальной мощности, которая вам требуется. И здесь необходимо знать, что маломерные суда плоскодонного типа требуют для вывода на глиссирование 1 лошадиную силу на 30 килограммов веса. При некоторых приблизительных расчетах можно сделать вывод, что если и в лодке два рыболова, то для выхода на редан достаточно мощности мотора 12-15 л.с. при размере лодки в пределах 3,6-4,2 метра. А такой размер маломерного судна можно назвать оптимальным именно для троллингования. Если с небольшим запасом, то лучше выбрать двигатель мощностью 15 л.с. При этом максимальный запас мощности для таких лодок может составлять и до 25-30 «лошадей». Но этот рекомендуемый максимум часто является рекламным ходом производителей, чтобы привлекать продвинутых покупателей, обожающих каскады рассекаемых брызг и прыжки на крутых волнах, словно лодка собирается взлететь. Думается, не стоит гнаться за этими эффектными прыжками, которые от ударов по днищу приводят к непременным и неприятным последствиям, таким как деформация корпуса, которая не обязательно будет критической, но рано или поздно потребуется ремонт. А обычно после ремонта любая лодка уже не будет, как новая. Поэтому лучше не устанавливать на лодки указанных выше размеров моторы максимальной мощности, которые рекомендуются производителями, то есть, двигатели мощностью 25-30 лошадиных сил.
Выбор и покупка мотора для троллинга на лодках корпусных тоже производится по различным формулам и расчётам, где учитывается масса лодки, её килеватость, осадка, наличие двух-трёх рыболовов среднего веса. Здесь не будут приводиться эти подробные расчёты и формулы, но если взять, к примеру, известную всем ещё с советских времён дюралюминиевую лодку «Воронеж» массой 150 кг, то оптимальной мощностью мотора будут 21-25 «лошадей». Понятно, что эта довольно большая лодка может идти и под более мощными движками, но, как уже говорилось, не желательно. Вы же не на водную прогулку собрались с барышнями…
Следует учитывать и то, что на корпусных лодках, подобных «Воронежу», с установленным мотором мощностью 25 л.с. и более управление при помощи румпеля может стать занятием довольно утомительным, особенно если движение займёт длительное время. Поэтому дистанционное управление будет наиболее оптимальным вариантом для капитана и рыболова.
Из серии моторов для троллинга нет альтернативы американским и японским двигателям. Их долговечность исчисляется в большинстве своём 2000 часами. Для лодочных моторов это можно назвать внушительным ресурсом. Если сравнивать с автомобилями, то за 2000 часов они могут проходить около 120000 километров. Но если учесть, что на лодке мы находимся эпизодически, во время рыбалок, которые не всегда бывают частыми, то получается, что хорошего японского или американского мотора нам хватит чуть ли на всю жизнь.
Какой мотор лучше для троллинга? При выборе конкретной марки мотора упор делается на личные пристрастия, естественно, цену, а также на его технические характеристики, куда входит и вес двигателя, что бывает очень важным при переноске и транспортировке. Важным аспектом при выборе движка является также возможность сервисного обслуживания и вроде бы простая на первый взгляд вещь, как удобство и комфорт при управлении. Такими качествами обладает бренд Mercury. Также важно, чтобы к данному движку были в наличии запасные части и расходные материалы, к примеру, сальники редуктора, крыльчатки помпы охлаждения, гребные винты, свечи и даже масло. Важны также сроки поставок этих запчастей, чтобы не остаться без рыбалки на долгий срок. Несмотря на надёжность хороших моторов, всегда есть опасность удара двигателя о какое-то препятствие, от которого может выйти из строя любой механизм.
Купить мотор для троллинга можно двухтактный или четырёхтактный. Несмотря на принятое мнение, что для троллинга более всего подходят четырёхтактные моторы, есть и аргументы в пользу двухтактников. И в первую очередь из-за их более простой конструкции, поскольку в этих движках отсутствуют элементы газораспределительного механизма. Это делает двухтактные моторы более лёгкими и простыми в эксплуатации и обслуживании. К тому же, как показала практика, когда применяется рекомендованное инструкцией масло, двухтактные моторы могут работать на холостых оборотах ровно столько, сколько требуется владельцу маломерного судна.
Отдельной строкой можно выделить проблему вибрации двигателя. Говоря о четырёхтактных моторах, следует отметить такую деталь, что для равномерности работы двигателя в его конструкцию внедрены дополнительные детали, такие как балансировочные дополнительные валы, которые сглаживают и погашают вибрации. Понятно, что усложнение конструкции напрямую влияет на увеличение стоимости и веса двигателя. Из этого следует вывод, что двухтактные моторы мало чем уступают двухцилиндровым четырёхтактным двигателям. Утверждение о явном и безоговорочном превосходстве четырёхтактников в большей степени основано на рекламной деятельности производителей, которые вынуждены отказаться от выпуска двухтактных двигателей из-за возросших требований к экологическим нормам. Подытоживая сказанное, можно всё же выделить основные плюсы четырёхтактных двигателей. Во-первых, они более экономичны, чем двухтактные моторы. Эта экономичность составляет примерно 20 %. Во-вторых, они действительно экологически чище, когда дело касается выхлопа, что может сразу ощутить владелец этого двигателя, сравнивая с двухтактником при тестировании на воде. Кроме того отпадает необходимость заниматься смешиванием бензина с маслом. И четырёхтактные двигатели, как показала практика, живут дольше. К явным минусам для многих будет цена, которая значительно превосходит стоимость двухтактников. Также и вес четырёхтактников больше примерно на 20-30%. Кроме того при транспортировке четырёхтактного двигателя, чтобы масло не вытекало, двигатель должен находиться на одном боку. Ну, и, конечно, четырёхтактный двигатель требует более внимательного и дорогого обслуживания, поскольку конструктивно он сложнее. Какой мотор лучше для троллинга – решать вам, поскольку всегда существует разница во мнениях и толщине кошелька…
Говоря о сервисном обслуживании импортных двигателей, можно сказать, что оно ограничивается лишь заменой раз в год масла в редукторе. Наиболее приемлемо заменять масло по завершению летнего сезона, то есть, в осеннее время. Во-первых, на воду выходить уже нет смысла, навигация закончилась. Почему бы не покопаться в моторе и не провести его консервацию к зимнему сезону. Во-вторых, если в редуктор попала вода, то замена масла защитит двигатель от коррозии. В режим обязательных сервисных операций входит и замена крыльчатки водяной помпы. Как рекомендуют производители импортных моторов, делать это надо раз в три года. И понятно – почему. Сами знаете, что будет, если перестанет работать охлаждение. Попросту это называется – клин. И конец мотору. Другие рекомендации связаны с эксплуатацией на воде. Есть простое, но часто забываемое правило – закрепить двигатель на транце не только струбцинами, но и цепью или тросиком. Досадные потери дорогих моторов не так уж редки в практике российских рыболовов, принявших на грудь и начавших распахивать мотором прибрежные отмели вместе со всеми встречающимися пеньками… Впрочем, на воде и льду лучше не принимать алкоголь. Это нередко заканчивается фатальными случаями.
Купить мотор для троллинга можно и тихий, беззвучный. Речь идёт об электромоторах. Довольно часто утверждается, что бензиновые двигатели отпугивают рыбу. На первый взгляд это мнение безупречно. Ведь действительно двигатели внутреннего сгорания не могут обойтись без шума. Но при этом каким-то странным образом хищники не только не боятся шума бензинового двигателя, но по наблюдениям некоторых рыболовов-троллингистов даже делаются более агрессивными и нападают на приманку. Хотя до этого спиннингисты, забрасывающие с лодок разнообразные приманки, в том числе и воблеры, примерно в те же места, жаловались на отсутствие активности у хищника. Но при прохождении троллингом хищника словно подменяли. Он, словно впадал в ярость, и начинал охотиться за воблером, который буксировался лодкой с двигателем внутреннего сгорания. Такое поведение характерно в первую очередь для щуки. И необязательно, что для троллинга под бензиновым мотором должна присутствовать какая-то большая глубина. Щука нередко хватает приманку на глубине не более двух метров, а судаки попадаются и на четырёхметровой глубине. Современные импортные двигатели работают на малых оборотах довольно тихо и звук такого двигателя, видимо, создаёт фон, сходный с трещоткой воблера.
Выбор и покупка мотора для троллинга – индивидуальный выбор. Электромотор имеет свои преимущества, к примеру, в тихих небольших заливах водохранилищ и на озёрах. Но ему не тягаться с бензиновыми двигателями, когда нужен быстрый и широкий поиск на просторах водохранилищ. Кроме того слишком долгий будет путь под электромотором до найденной уловистой бровки, которая находится в десятке километров от берега. Поэтому бензомоторам нет альтернативы в большом троллинге.
Ну, а теперь пришло время, пройтись по звёздному ряду популярных моторов для троллинга. Здесь предлагается рейтинг лучших двигателей 2017 года.
Рейтинг лодочных моторов для троллинга
Mercury ME F 2.5 M
Этот мотор является самым дорогим в линейке подобных малосильных моторов для троллинга, но при этом выходит на первое место по ряду преимуществ и достоинств. Этот движок отличается в первую очередь надёжностью и долговечностью. Среди двигателей в пределах трёх лошадиных сил, которые обычно относятся к категории двухтактных, этот мотор является четырёхтактным. Имея такую мощность, Mercury ME F 2.5 M, тем не менее, способен работать в режиме «холостой – полный газ». Выхлопные газы выходят над винтом. Уровень шума невелик, наверное, меньше, чем у прочих двигателей подобного класса. Несмотря на то, что встроенный бензобак имеет объём 1 литр, двигатель «съедает» горючего меньше, чем двухтактники, несмотря на то, что у них объём бака больше.
Мотор Mercury ME F 2.5 M выгодно отличается от прочих двигателей этого класса возможностью подключения дистанционного управления. В комплект входят инструменты для обслуживания двигателя, кроме того есть запасные свечи.
Yamaha 3AMHS
Известные во всём мире моторы Yamaha давно уже копируются китайскими производителями за их достоинства. И поэтому оригиналы нередко уступают копиям из-за высокой цены. Двигатель хорошо тянет, особенно на высоких оборотах, при этом расход топлива невелик, где-то 1,4 литра на час активного движения. Но настолько и хватит объёма бензобака этого двигателя. На низких оборотах Yamaha 3AMHS несколько уступает тому же Mercury. Не так давно моторы бренда Ямаха занимали все верхние строчки парадов рейтингов. Мотор считается долгожителем и может служить очень надёжно, если соблюдать рекомендации производителей.
HDX T 2.6 CBMS
Данный двигатель выгодно отличается компактностью и простотой в эксплуатации. Имеет небольшой вес, легко транспортируется и переносится вручную. Этот двигатель снабжён качественным трехлопастным алюминиевым винтом. Мотор HDX T 2.6 CBMS создаёт возможность достигать скорости около 9 километров в час. При этом горючего расходуется не более 1,3 литра в час. Трущиеся детали смазываются комбинированной смесью масла с бензином. Выхлопные газы удаляются через винт. Двигатель отличается способностью заводиться в любую погоду. При небольших параметрах имеет отличную тягу. При этом мотор недорогой, что связано со сборкой в Китае. Объём бензобака – 1,2 литра. Ручка газа находится на румпеле.
Toyama TM5TS
Двигатель Toyama можно назвать лидером среди двухтактных двигателей мощностью 5 лошадиных сил. Кроме того этот мотор становится и лидером продаж. Обладает достаточно компактными габаритами при весе 20 кг. Объём двигателя - 102 см3. Двигатель снабжён трёхлопастным винтом 7,8 дюйма диаметром. Являясь японской разработкой, тем не менее, большей частью производится в Китае. Но при этом качество мотора остаётся на достойном уровне. Двигатель прост конструктивно и в эксплуатации. Электростартер отсутствует. Объём встроенного бака составляет 2,7 литра.
Nissan Marine NS 5 B D1
Этот однофамилец автомобильной фирмы также является родственником двухтактного мотора объёма в 102 куба – Tohatsu, очень популярного у рыболовов и почти не уступающего двигателям Yamaha. Двигатель Nissan Marine NS 5 B D1отличается от многих других моторов тем, что универсально применяется в пресной воде наших водоёмов и на просторах морей. Другие подобные моторы при использовании в морских условиях часто теряют способность к охлаждению по причине накопления морской соли на клапанах и трубках. Мотор Nissan Marine может функционировать на простом 92-м бензине. Очень простая регулировка карбюратора. Объём встроенного бака – 2,5 литра. Дополнительный бак – 12 литров.
Honda BF5AK2 SU
Японский двигатель Honda BF5AK2 SU славится своей надёжностью и долговечностью. Обладает низким шумовым фоном. Управляется при помощи румпеля. Мотор очень популярен у рыболовов и особенно охотно используется любителями троллинга. Как и многие образцы компании Honda, двигатель Honda BF5AK2 SU обладает надёжной живучестью и может прослужить более 10 лет. Особенно выделяется этот мотор своей экономичностью в режиме троллинга. Можно сказать, за весь рыбацкий день, а это не более 8 часов, двигатель расходует около 3 литров 95-го бензина. Наиболее приемлемым вариантом при ловле троллингом будет установка двигателя Honda на лодках размером 3,5-4 метра. Объём внешнего топливного бака составляет 13 литров. Данный двигатель отличается и своей неприхотливостью, позволяющей смешивать 95 бензин с 80-м. Мотор Honda BF5AK2 SU обладает лёгким и удобным управлением. Как говорится, за всё надо платить и данный двигатель не относится к числу бюджетных моторов.
Подобными же положительными характеристиками отличается родственный двигатель Honda BF5A4 SBU.
HDX F 5 BMS
Несмотря на китайское происхождение, данный двигатель компании Hondex относится к вполне надёжным и долговечным моторам. Это выделяет его среди многих других лодочных моторов китайского производства. Модификация данного двигателя из двухтактного в четырёхтактный увеличила стоимость мотора в несколько тысяч рублей, но при этом движок стал намного экономичнее. Кроме того снизился звуковой фон. При модификации уменьшился бензобак. Теперь его объём составляет 1,3 литра. Тем не менее, четырёхтактный режим 112-кубового двигателя делает запас хода вполне внушительным. Кроме того здесь присутствует большой крутящий момент при низких оборотах, что позволяет стабильно двигаться тяжело гружёной лодке на малой скорости. Но при необходимости двигатель позволяет достигать скорости около 25 километров в час. Двигатель очень простой в эксплуатации и ремонте.
Mercury ME F 9.9 M
Данный двигатель всего лишь из-за 0,1 не подпадает под налоговый прессинг на лодку и регистрацию. Будь в нём 10 лошадей, всё это пришло бы в действие. При этом документ на право управления маломерным судном придётся всё равно держать при себе. Четырёхтактный двигатель Mercury ME F 9.9 M отличается высокой экономичностью и надёжностью. Причём, нельзя сказать, что этот двигатель очень дорогой. Двухцилиндровый Mercury с рабочим объёмом 209 см3 приводит в действие винт так называемой квадратной размерности. Объём встроенного бака составляет 12 литров. Как говорится, Mercury есть Mercury. Бренд известный и проверенный и ничего здесь добавлять не надо.
Honda BF20D3 SHSU
Данный великолепный двигатель для многих рыболовов может оказаться лишь предметом восхищения, но не покупки, поскольку цена бренда довольно «кусачая». Среди двигателей данного класса этот мотор будет, скорее всего, на первом месте. Это в какой-то мере можно связать и с тем, что данные моторы устанавливаются на большинство наших лодок из-за короткого дейдвуда. Ну, и, конечно, сама мощь 20 лошадиных сил с объёмом 350-кубиков вызывает уважение. Двигатель снабжён 12-амперным электрогенератором. Кроме этого имеется электростартёр. Водозаборники системы охлаждения своим расположением навстречу движению понижают часть нагрузки на водяную помпу, а система фильтров предохраняет каналы водозаборников от попадания грязи и мусора.
Honda BF30DK2 SHGU
Это уже серьёзный трёхцилиндровый лодочный мотор из легендарного семейства Honda с объёмом двигателя около 600 кубов. Тридцать лошадиных сил заключены в этом красивом обтекаемом моторе. В двигателе консервативно сохранены функции верхнего распредвала, карбюраторного питания из трёх карбюраторов с ускорительными насосами. Это позволяет впрыскивать нужную дополнительную порцию горючего, когда резко добавляется газ. Всё это создаёт максимальную и разумную отдачу от мотора, если были сделаны должные настройки. Учитывая мощность и конструктивные особенности двигателя, это достаточно компактный мотор, по крайней мере, среди своего класса. Вес его составляет в полной сборке – 72 килограмма. Двигатель Honda BF30DK2 SHGU способен при полной загрузке лодки идти стабильно на малой скорости и при необходимости перейти сразу на форсажный режим.
Как уже говорилось ранее, для троллинга можно успешно применять симбиоз двух двигателей. Маломощный мотор будет служить собственно для процесса рыбалки, поскольку обладает низким шумовым фоном и при этом может даже вызвать агрессию у щуки вибрациями, сходными с вибрациями воблера. Более мощный двигатель будет служить быстрым средством доставки к месту ловли.