Приобретайте качественные товары по доступным ценам в лучших рыболовных интернет магазинах. Делайте подарки себе и своим близким!

Мы в социальных сетях - подписывайтесь на нас в Facebook, Youtube, Вконтакте и Instagram. Будьте в курсе последних новостей сайта.

Как хранить катушки и как за ними ухаживать

Оглавление:

Рыболовная катушка является самым сложным с технической точки зрения аксессуаром. Есть, конечно еще, эхолоты и подводные камеры. Но эти предметы имеются еще не у всех рыбаков.

В данной статье мы рассмотрим, как правильно ухаживать за безинерционной катушкой. Как подготовить ее для рыбалки, как использовать и хранить ее. От правильной эксплуатации зависит насколько долго прослужит вам катушка.

Как подготовить катушку к первой рыбалке

После приобретения катушки необходимо сделать намотку лески или шнура на шпулю. Многие современные модели имеют шпули с низким бортиком. На них сразу наматываем леску. На стандартную шпулю вначале наматывается старая леска. Это будет такая подложка (бэкинг), сверху которой уже наматывается основная леска. На шпуле написано сколько лески определенного сечения помещается.

Написано, к примеру, что лески сечением 0,25 мм поместится 250 метров, а диаметром 0,2 – 300 м. Значит, наматываем метров 150 старой лески толщиной 0,25 мм и 100 метров новой 0,2 мм. Нужно добиться такого, чтобы леска заполняла шпулю, не доходя 2 мм до края бортика. В таком случае леска будет хорошо сходить при забросах. Вообще, если можно, эту операцию провести прямо в магазине. Как правило, продавцы не отказывают в этой услуге. Некоторые даже сами предоставляют бэкинг. Леску или шнур наматывают при помощи специального приспособления.

Очень важно проследить, чтобы намотка была равномерной, и не возникало разных горбов и перекосов на шпуле. Если наматываете дома, то катушку крепите к бланку удилища и пальцем прижимаете леску к бланку возле катушкодержателя и неспеша наматываете ее. Леска будет идти под натяжением, и намотка получится плотной.

Обычно в комплекте к катушке идет запасная шпуля. На нее можно намотать леску другого сечения. Можно поступить следующим образом: на одну шпулю намотать плетеную леску, а на вторую – монофильную. На рыбалке возникают разные условия и бывает так, что в одном случае требуется плетенка, а во втором – леска. Шпули легко меняются в течении нескольких секунд.

Еще очень важный момент, связанный со шпулями. Поверхность бортика должна быть идеально ровной. На ней не должно быть сколов, царапин. Если они есть, то лучше заменить шпулю, либо зачистить поврежденные места мелкой наждачкой и потом отполировать пастой Гои. Если оставить все как есть, то во время забросов леска или шнур будут касаться шероховатостей и легко повредятся. Естественно, что это недопустимо.   

При покупке следует проверить катушку на люфты между ручкой и корпусом. Обязательно обращайте внимание на ролик лесоукладывателя.

Он должен плавно и свободно вращаться. Не должно быть щелей между ним и дужкой, в которую может попасть леска. Этот ролик должен быть из твердого металла, чтобы во время наматывания леска не прорезала его. Понятно, что в магазине узнать такие подробности сложно. Но можно поинтересоваться у рыболовов, а еще лучше у мастеров, занимающихся ремонтом и облуживанием катушек, какие модели стоит брать, а какие нет.

Также проверьте ход катушки. При вращении ручки шпуля должна легко крутится и не должно быть рывков и шумов. Плавный ход катушки обеспечивают подшипники. Чем лучше их качество, тем лучше будет ход. Не обязательно большое количество подшипников говорит о высоком качестве катушки. Бывает так, что катушка с 4-мя подшипниками лучше моделей, у которых их десять.

И еще очень важный момент при выборе катушки. Она должна сочетаться с удилищем. Это означает, что катушка и удилище должны соответствовать друг другу по весу и задачам. Неправильно ставить на карповик лёгкую катушку объемом 1500 и 2000. Также неправильно ставить на пикер карповую катушку с объемом 6000. Снасть должна быть гармоничной, чтобы с ее помощью можно было легко рыбачить.

Перед первой рыбалкой важно немного промотать катушку, чтобы она разработалась. Хранить катушку лучше всего в специальных чехлах такого типа:

В таких сумочках помещается одна или две катушки плюс запасные шпули с леской. В них катушки не повредятся и дольше сохранят первоначальный вид.

Как ухаживать за катушками на рыбалке

Если вы ловите спиннингом, то катушка постоянно будет в рабочем состоянии. Важно только хорошо зафиксировать на катушкодержателе, чтобы не было люфтов. При ужении на удочку, донку или фидер необходимо позаботиться о том, чтобы катушка не соприкасалась с землей, чтобы внутрь не попадала вода, песок и мусор. Вот правильная установка удочки с катушкой на берегу:

Мы видим, что держатели удилищ находятся на рогульках на значительном расстоянии от земли. Песок никак не попадет внутрь катушки. На многих водоемах часто меняется уровень воды. И бывает так, что при очередном повышении вода доходит до катушек и даже накрывает их. Рыбак в это время находится далеко от удилищ и распивает крепкие напитки. Естественно, что внутрь катушки попадает вода и песок. После этого ее придется ремонтировать.

Еще такой способ размещения удилищ хорош тем, что рыболову будет легко делать подсечку, поскольку удилища расположены прямо возле его кресла.

Вот так располагать удилища на берегу неправильно:

Катушки близко расположены к земле и есть вероятность попадания внутрь мусора и песка.

А что же делать, если катушку уронили в воду? Не нужно вращать ее. Лучше всего отложить в сторону, пусть вода немного уйдет, а дома ее следует просто разобрать, удалить воду и протереть тряпкой, просушить феном недоступные места и смазать подшипники. Если катушка дорогая, лучше все-таки не рисковать и отнести в сервис. Там ей сделают нормальное ТО по вполне нормальной цене. И вы получите полностью рабочую катушку.

Если катушка упала в песок, то поднимаем ее, не переворачивая. Песчинки должны отстать, если катушка не намочилась и песок не влажный. Далее необходимо аккуратно тряпочкой смахнуть песок и снять шпулю. Дальше смотрим не попал ли песок на шток или внутрь шпули. Если песок есть, то тщательно тряпкой выбираем его и тоже самое делаем со шпулей. Использовать дальше катушку не надо. Песок может попасть на шестерни, что очень нехорошо. Собираем назад катушку и откладываем ее в сторону. Дома разберем катушку, удалим песок с деталей, промоем их в бензине и нанесем новую смазку. Но опять же, если нет уверенности в своих силах, лучше не рисковать, а занести ее на ТО в сервисный центр.

Разборка рыболовной катушки и смазывание ее деталей пошагово

Все катушки требуют технического осмотра и замены смазки на подшипниках и других деталей. Многие рыболовы часто интересуются тем, как часто следует выполнять ТО катушке. Здесь нет точного ответа, так как много зависит от интенсивности использования катушки, от качества смазки на деталях, от условий ловли. Одно дело ловить в водоеме с чистой водой раз в месяц донкой и совершенно другое – ловить в соленой или не очень чистой воде несколько раз в неделю спиннингом.

Фирменные катушки могут служить без ТО по 3-4 года. И не надо в низ лезть. Лучше следовать такой пословице: то, что правильно работает не требует ремонта. Если Вы слышите скрип во время вращений, видите, что ход стал неравномерным и что он не такой свободный, то тогда обязательно следует разобрать катушку и сделать ей ТО.

В очередной раз скажем, что дорогие и фирменные катушки лучше нести в сервис. Там все сделают правильно, и вы будете еще 4-5 лет наслаждаться ее отличной работой до следующего обслуживания. 

Для тех, кто решил самостоятельно разобрать и смазать катушку, расскажем порядок работ. Вначале необходимо приготовить место для работы. Освобождаем стол от лишних предметов. Стелим белую бумагу или укладываем на поверхность стола светлую фанеру или лист двп, чтобы все детали хорошо были видны после разборки.

Нам понадобятся такие инструменты и материалы:

  • Набор мелких крестообразных отверток
  • Кисточка
  • Смазка жидкая для катушек
  • Плоскогубцы
  • Чистая тряпочка
  • Очищенный бензин
  • Пинцет

На первом этапе необходимо хорошо очистить поверхность катушки от грязи и песка. Для этого нужно снять ручку и шпулю. Затем берем кисточку и тщательно проходим по всем местам катушки, чтобы извлечь попавший мусор в труднодоступных местах.

После этой операции берем тряпочку и хорошо протираем все доступные поверхности катушки:

После этого также очищаем шпулю и ручку катушки. Далее приступаем к разбору катушки. Снимаем шайбочки и звездочки со штыря:

После этого надо выкрутить винт и большую гайку. Винт откручиваем отверткой, а гайку можно свинтить плоскогубцами или, если есть, то гаечным ключом или накладным ключиком.

После этой процедуры снимаем ротор:

На роторе также может быть грязь и песок:

Его тоже хорошо чистим при помощи тряпки и кисточки. После этого нам необходимо снять крышку, чтобы добраться к внутреннему механизму катушки:

Для этого мы отверткой выкручиваем все винты.

В процессе разборки очищаем каждую деталь от мусора с аккуратно складываем примерно таким вот образом:

Тщательно вытираем тряпочкой все доступные элементы катушки:

Далее откручиваем оставшиеся болтики и снимаем крышку:

Крышку тоже очищаем от грязи и пыли:

Далее приступаем к разбору основного механизма. На всех катушках есть главная пара, которая состоит из основной шестеренки:

И пальчиковой шестеренки, которая находится под основной. Эти шестеренки соприкасаются друг с другом. Перед снятием элементов необходимо маркером пометить место касания зубцов главной и пальчиковой шестеренок:

Метку делаем в том случае, если передаточное число катушки целое. Это может быть 5:1, 6:1. Если не сделать пометку, и элементы расположить потом в неправильном положении, то мы нарушим ход катушки, что приведет к быстрому износу деталей и неправильной работе механизма. Если передаточное число – не целое, то можно просто снимать, не делая пометки.

Чтобы снять шестеренку, необходимо выкрутить винт, указанный отверткой и снять шток.

Открутили винт и снимаем шток с катушки:

Вычищаем шток от масла и откладываем его в сторону. Далее вынимаем основную шестерню.

Смотрим внимательно на все детали и механизмы. Если смазка светлого цвета и нет много грязи, то можно только пройтись аккуратно тряпочкой по пластиковым элементам и добавить немного смазки на детали. Дальше лезть никуда не надо. Механизм в таком виде пребывает в рабочем и надлежащем состоянии.

Если же мы видим, что смазка черная и скопилось много грязи, как в нашем случае, то продолжаем разбирать механизм. Детали необходимо будет промыть в бензине и наложить новую смазку. Чтобы снять детали необходимо изъять две шестеренки, указанные стрелочками:

С круглой шестеренки снимаем деталь и также очищаем ее от старой смазки и грязи:

Далее снимаем уже саму шестеренку:

Пальчиковую шестеренку удерживают три болота с передней части:

Их откручиваем отверткой. После откручивания болтов снимаем деталь, которая ими удерживалась:

После снятия этой детали достаем пальчиковую шестерню:

Снимаем подшипник с шестерни и откладываем его в сторону.

Также снимаем цилиндр на шестерне и очистим его от масла:

Шестеренка выглядит таким образом:

Она в черном масле и ее тоже надо отмыть в бензине и заново смазать. Помещаем шестеренку к другим деталям на салфетку. Далее мы берем маленькую баночку и наливаем в нее бензин. Этот бензин можно купить в хозяйственном магазине под названием «Калоша».

Все детали, которые были в масле, помещаем в баночку:

Ждем минут 10 и приступаем к очистке каждой детали. Берем пинцетом каждую деталь и промываем в бензине. Затем берем кисточку, обмакиваем ее в бензин и чистим поверхности деталей.

После очистки детали должны сверкать как новогодние игрушки:

Далее берем салфетку чистую и складываем уже чистые детали.

После очистки всех деталей чистим корпус катушки тряпочкой, смоченной в бензине и получаем такой результат:

Даем высохнуть деталям и корпусу катушки, после чего приступаем к сборке катушки. Собирать будем в той же последовательности, что и разбирали, только в обратном порядке. В процессе сборки будем смазывать все элементы смазкой для катушек. Для удобства смазку наберем в одноразовый шприц.

Смазываем те элементы деталей, на которые приходится основная нагрузка, в тех местах, где больше всего трение. Вначале смазываем пальчиковую шестерню:

Смазка достаточно густая и она будет хорошо ложиться. После смазки надеваем цилиндр:

И смазываем зубцы шестерни так чтобы смазка покрыла все зубцы и не выходила за их пределы:

Далее вставляем шестерню в отверстие катушки, насаживаем крышку и закручиваем три болта.

Пробуем, как вращается шестерня. Ход должен быть легкий без скрипов и шумов:

Далее берем малую шестеренку, смазываем ее поверхности и зубцы, и вставляем на место.

Затем берем следующую деталь, которая ложится на шестерню, смазываем ее и размещаем в нудном положении внутри корпуса:

Затем берем ведущую шестерню и смазываем на ней все зубцы и устанавливаем ее в корпус катушки

Помним, что в случае с моделями с целым передаточным числом устанавливаем шестерню строго по отметке. Далее берем шток и смазываем его маслом и вставляем в корпус катушки:

Далее закручиваем винт и надеваем на шестеренку шайбочку. Таким образом мы собрали внутренний механизм катушки полностью.

Дальше закрываем крышкой механизм.

Закручиваем все болты, которые мы ранее выкрутили с внешней стороны катушки.

После этого одеваем ротор:

Далее закручиваем гайку и винт возле нее.

Вставляем все шайбы и звездочку:

И надеваем шпулю:

Далее крепим ручку и проверяем работу катушки. Крутим ее с разной скоростью и определяем плавность хода и слушаем, нет ли скрипов и шумов. Если все сделали правильно, то катушка должна работать как новая.

Естественно, что это не единственная конфигурация катушки. Есть и другие. Но общий принцип разборки и смазки деталей ясен. Есть один важный нюанс, который касается стопора обратного хода катушки. Он имеется во всех спиннинговых и во многих фидерных катушках. Он выглядит таким образом:

И находится в этой части катушки:

Вот стопор в разобранном виде:

Вообще, лучше его не трогать, так как там ничего не надо смазывать в нем. Смазывать нужно только резьбу на шестерне. Она доступна и без разбора стопора. В любом случае разбирать деталь с синим пластиковым элементом точно не надо. Внутри нее имеются небольшие цилиндрики. Они выполняют как раз функцию стопора. Они должны быть всегда сухими и попадание внутрь смазки крайне противопоказано, иначе нарушится работа механизма. В общем, лучше не разбирать стопор обратного хода.

Уход за катушкой после рыбалки

После рыбалки снимаем с удочек катушки и протираем их насухо от грязи. На катушке может быть еще слизь от рыбы или прикормки. Значит сначала мокрой тряпкой счищаем грязь, а потом уже вытираем сухой. Все эти действия делаем на водоеме, так как дома обычно не до этого уже.

Далее укладываем в чехол катушки, который помещаем потом в рюкзак или в сумку. Дома храним катушки не на балконе, а в комнате. На балконе большой перепад температур, что не очень хорошо для смазки. У каждого рыболова есть свой «рыбацкий уголок», в котором хранится их драгоценный скарб.

Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях - через них мы публикуем много интересной информации, фото и видео.


Популярные разделы сайта:

Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

Насадки для рыбалки - подробно описываем живые, растительные, искусственные и необычные.

В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.

Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.