Приобретайте качественные товары по доступным ценам в лучших рыболовных интернет магазинах. Делайте подарки себе и своим близким!

Мы в социальных сетях - подписывайтесь на нас в Facebook, Youtube, Вконтакте и Instagram. Будьте в курсе последних новостей сайта.

Виды якорей для лодки

Оглавление:

Особенности лодочного якоря

Как выбрать якорь для лодки? Эта задача на первый взгляд кажется элементарной и не представляющей никаких затруднений при выборе якоря. Кажется, что тут сложного, подвесил что-то тяжёлое и бесформенное, чтобы лучше цеплялось за дно – и все проблемы.

В какой-то мере и такой критерий выбора имеет право на существование и подходит к обычным резиновым лодкам, выполненным из прорезиненной ткани. Многие рыболовы, наверное, помнят те времена, когда других лодок и не было, только – резиновые лодки и корпусные «дюральки». И для того, чтобы встать на каком-нибудь «Ветерке» посреди реки нужно было лишь отыскать на берегу тяжёлый булыжник, а лучше – кирпич, имеющий угловатые очертания, обмотать его крест-накрест прочной верёвкой или капроновым шнуром, выйти на воду и опустить такой якорь на дно. Для лучшего сцепления с грунтом делали связки кирпичей или обматывали кирпичи проволокой. А чтобы не пробить днище у лодки «якорь» держали до поры до времени в ведре.

Купить якорь для лодки можно было и тогда. Обычно он представлял собой что-то наподобие отлитой чугунной уменьшенной копии адмиралтейского якоря, по сути, классического якоря для больших кораблей. И для резиновой лодки не пригодился бы точно, а для какого-нибудь корпусного «Прогресса» из дюралюминия пригодился бы условно и с большой натяжкой. Редко можно было найти в магазине аналог якоря Холла или обычную «кошку». И в те славные и весёлые времена, когда бензин для лодочного мотора почти ничего стоил, а рыба ловилась на всё и везде, несмотря на отсутствие в магазинах нужных товаров, у рыбаков было всё. И это «всё» делалось своими руками или за «поллитру» в гараже у дяди Васи. Как выбрать якорь для лодки – вопрос не стоял. Самым распространённым был якорь типа «кошка». Наиболее сложные якоря этого типа имели «лапы» из нержавеющей стали, которые складывались и разбирались. Также подобные якоря были снабжены устройствами для аварийного отцепления от дна. Самый незатейливый вариант «кошки» применялся наиболее часто из-за простоты изготовления и очень оригинального способа извлечения якоря со дна при «мёртвых» зацепах. Здесь не было никаких замков и шпилек, отстёгивающихся на обратном ходе лодки. Надо было просто сильнее дёрнуть, и якорь высвобождался из камней на дне. Правда, ценой такого чудесного высвобождения были разогнутые «лапы» якоря. Но это были мелочи. Надо было лишь обратно выгнуть их в прежнее рабочее положение. Но чем это достигалось? В отличие от якорей с «лапами» из нержавейки здесь к основному железному цевью приваривались прутки. Форма якоря могла быть в виде рыбацкого тройника или с крестовидно приваренными лапами. Но и те и другие разгибались под сильной нагрузкой. Если не помогала сила рук рыбаков, то якорь всё равно сдёргивали на малом ходу под мотором. Правильно подобранная толщина прутка лапы и материал позволяли делать такие операции по спасению якоря довольно долго, пока с годами одна из лап не выдерживала и ломалась. Тогда просто приваривали новую лапу. Купить якорь для лодки также не представляло особого труда. У сторожей на рыболовных базах подобные якоря лежали как металлолом, навалом. Цена же подобного изделия была известна… Жидкой валютой оплачивались тогда почти все услуги, изделия-самоделки для рыбалки, а также – рыба и бензин. Нередко даже червей и опарыша можно было приобрести на базе за те же «сто грамм».

Самодельные «кошки» между тем имели и свои недостатки. И основным недостатком можно назвать нестабильность работы якоря на сильном течении. А такое на Волге, где течение стало зависеть от работы ГЭС, сейчас не редкость. В одном и том месте сила его может меняться в зависимости от времени суток и режима сброса воды. Теперь можно представить себе такую картину: рыболовы с утра встали поперёк Волги на два якоря, опустили на дно тяжёлые кормушки «кольцовок», закормили точку и подманили рыбу. Начался клёв. В это время открыли дополнительные затворы ГЭС, и течение стало намного сильнее. И в самый ответственный момент, в самый жор и клёв лодку вдруг сдёргивает с одного якоря, и она поворачивается одним боком. Казалось бы, ничего страшного, надо лишь подтянуть один трос и всё выправится. Да, лодка может снова занять положение поперёк русла, но это уже будет другое место, где рыба уже будет брать хуже или клёв вообще прекратится, потому, что придётся поднимать и перезабрасывать кормушки. Поэтому более надёжными для рыбалки с маломерного судна можно назвать якоря с жёсткими не разгибаемыми рогами и лапами, где на цевье установлено кольцо, к которому крепится фал. При «мёртвом» зацепе якоря за морёный дуб, камни и прочие донные препятствия лодка выходит против течения, кольцо с тросом-фалом перекидывается по цевью к креплению лап и тогда якорь на обратном ходу свободно высвобождается из плена.

Как выбрать якорь для лодки с точки зрения безопасности? Здесь наиболее яркими представителями данного класса являются грибовидные якоря. Это совершенно оригинальные типы круглых якорей, где сцепление с грунтом осуществляется при помощи отверстий в нижней части на корпусе якоря, которые словно присасываются ко дну. При этом корпус якоря абсолютно лишён режущих кромок и острых углов. Кроме того он покрыт слоем ПВХ, что защищает якорь от коррозии и делает его ещё более безопасным для надувных лодок. Форма якоря помогает и высвобождению его из коряжистых и каменистых мест, что нередко бывает проблемой для других типов якорей. Различные мощные якоря вроде таких монстров, как «адмиралтейский», для маломерных небольших судов могут не подойти. Они бывают совершенно неподъёмными, если срывать со дна и поднимать в лодку вручную. Но для крупных маломерных судов и классических яхт такой якорь может оказаться полезным, поскольку является издавна проверенной конструкцией, работающей одинаково хорошо на любом виде грунта.

Теперь о выборе якоря по грузоподъёмности маломерного судна, чтобы можно было встать на якорь с надёжной гарантией того, что во время рыбалки лодку не сорвёт с прикормленного места. Для этого существуют специальные таблицы и формулы, а если попросту, то выбрать подходящий якорь можно по характеристикам грузоподъёмности и длины маломерного судна, примерно, конечно, но, как правило, это работает вполне безукоризненно и точно. К примеру, водоизмещение вашей лодки – 500 килограммов. Тогда вес якоря должен быть не меньше пяти килограммов с небольшим довеском для надёжности. По другому исчислению вес якоря должен быть равен десятой части веса маломерного судна, а в процентном отношении составлять один процент от размера лодки или яхты. А значит, при длине лодки в 300 см вес якоря должен быть около 3 кг.

Купить якорь для лодки поможет небольшой обзор самых популярных якорей и некоторых новинок, которые, несмотря на странные, на первый взгляд, формы, также успешно работают. Некоторые из них являются более безопасными для материала надувных лодок.

Обзор якорей для лодки

Адмиралтейский якорь

Это классический вид якоря, который использовался ещё на парусных судах времён царя Петра, а в западном мире и в более ранние времена, к примеру, в Римской империи. Его особенностью является вертикальное расположение по отношению к донной поверхности. То есть, якорь буквально врубается, как кирка, в грунт любой плотности одной лапой. Это одновременно является и положительным и отрицательным фактором. Явный плюс здесь в том, что такой якорь входит в очень твёрдый грунт, врубаясь даже среди голых камней. Но при этом адмиралтейский якорь имеет малую удерживающую силу, если сравнивать с другими типами якорей из-за одной точки удержания на дне. Его использование уместно на яхтах и прочих довольно больших судах классического вида, где обычно создаётся полный антураж облика старых парусников, вплоть для якорей. Для маломерных судов, которые используются для рыбалки, также выпускаются серии данных якорей параметрами 5-12 килограммов весом. Но и эти не самые тяжёлые якоря могут устанавливаться на лодки, имеющие водоизмещение свыше 1000 кг. Установка такого якоря производится также по канонам мореходства, где для обозначения места нахождения якоря используется томбуй. Это примерно как для обозначения места нахождения груза донки с резиновым амортизатором привязывается на отдельном шнуре буй-поплавок из пенопласта или пластиковой бутылки. Этот шнур для поплавка-томбуя на морском языке называется буйреп. Служит он для тех же целей, что и шнур для груза «резинки», то есть, для того, чтобы при обрыве троса можно было достать якорь за буйреп. Довольно сложная конструкция. И поэтому, как уже говорилось, больше используется яхтсменами и прочими заядлыми капитанами – морскими волками.

Якорь Холла

Это также старинный якорь, который в XIX веке и доброй части двадцатого столетия служил эталоном во многих флотах мира, впоследствии и в советском флоте. К примеру, знаменитый крейсер «Аврора» также имел в своём снаряжении эти якоря. Якорь Холла относится к типу якорей, имеющих качающиеся лапы. Это и стало причиной его популярности, поскольку при такой конструкции якорь отдавали на ходу, когда при натяжении он начинал забирать донный грунт, при этом врезаясь в него и образуя перед собой насыпной холм. Эта скорость отдачи якоря иногда очень важна для быстрой и надёжной остановки судна. При этом данный якорь имеет ряд недостатков. Самым важным из этих недостатков является соотношение веса к держащей силе. По этому показателю якорь Холла уступает адмиралтейскому и многим другим якорям. Поэтому для достижения успешной работы якоря вес его должен быть больше, чем у других якорей. Для маломерных судов выпускаются аналоги якоря Холла, чуть видоизменённые и, понятно, гораздо легче. В нынешнем современном виде этот якорь делают с ПВХ покрытием, что делает его безопасным для лодки.

Якорь Дэнфорта

Этот популярный в старые и новые времена якорь относится к так называемым бесштоковым якорям. Шток под кольцом-рымом нередко служит причиной зацепа якорной цепи, а на маломерной судне – якорного троса. Этого недостатка и лишены бесштоковые якоря. Кроме того, якорь Денфорта обладает мощной держащей силой, которая доходит до показателя 50 килограммов на килограмм веса самого якоря. Такой показатель достигается способностью якоря глубоко уходить в грунт. И эта глубина, на которую лапы якоря зарываются в дно, может превышать в 3-4 раза длину его лап. Это является и превосходством якоря Денфорта над другими якорями и одновременно недостатком, поскольку иногда бывает трудно поднять такой глубоко зарывшийся якорь при помощи одних только рук. К другим явным недостаткам этого якоря можно отнести скачкообразное его движение по галечному и каменистому дну, когда якорь отскакивает от донной поверхности и не сразу в неё врезается. Особенно часто так бывает с лёгкими якорями. Помимо того, довольно широкие и тонкие лапы у лёгких якорей служат некими крыльями, что заставляет планировать лёгкие якоря над дном наподобие скатов. Это иногда служит причиной неточной установки якорей Денфорта, то есть, в стороне от участка водоёма, где отдавались якоря.

Якорь непотеряйка

Новинкой, быстро завоевавшей рынок и ставшей прототипом самоделок, можно назвать этот оригинальный якорь. Сама конструкция не является чем-то новым. Этот якорь является улучшенной и модифицированной копией якоря Денфорта, а также Матросова. Но если эти якоря нужно было дополнительно подгружать, то в «непотеряйке» были учтены недостатки и в этой конструкции цевьё получило дополнительную подгрузку в нижней части. Этот груз прижимает якорь ко дну, делая и без того мощную держащую силу ещё больше. Но при этом, несмотря на большое заглубление, как у якоря Денфорта, доставать этот якорь со дна не представляет сложности даже, если он засядет на первый взгляд «мёртво». Здесь имеется конструктивное нововведение в виде кольца, к которому крепится фал. При перемещении кольца при обратном ходе лодки в нижнюю часть, где крепятся лапы, якорь свободно сдёргивается с грунта. Это похоже на спасение блесны во время потяжки лески в сторону, противоположную зацепу. Были учтены недостатки в якоре Денфорта и выверены новые параметры толщины, размеров лап и веретена, а также основные размеры и углы прочих элементов якоря. Кроме того в этом якоре втулка имеет специальные ограничители, которые не дают лапам отклоняться больше, чем это предусмотрено изначально. Эти якоря выпускаются, как оцинкованные, так и окрашенные специальными красками, а умельцы делают простые копии этого успешного якоря.

Якорь кошка

Среди рыбаков это самый простой и эффективный якорь. И его можно назвать наиболее распространённым. Но в морском и речном полномасштабном судоходстве подобные якоря используются лишь как «кошка» для траления каких-либо тросов и предметов, оказавшихся на дне. Особенностью якоря-кошки является универсальность в применении его на самых разных грунтах, где это якорь работает одинаково хорошо. Примитивный же самодельный аналог с наваренными и загнутыми металлическими прутками в виде лап свободно сдёргивается при «глухих» зацепах на дне. Этому служит разгибание прутков-лап под силовой нагрузкой в виде «эх, тянем-потянем!». Обычно самыми ходовыми признанно считаются якоря-кошки весом 5-10 килограммов, которых хватает для удержания средней лодки водоизмещением около 400-500 кг. Якоря-кошки заводского изготовления обычно снабжены плоскими лапами, компактно складывающимися при транспортировке, а якоря рыбаков умельцев изготавливаются из металлической трубы и арматурной проволоки. Они тоже могут складываться самым простым способом, будучи согнутыми вдоль трубы-цевья. Это на вид ржавые неприглядные изделия, между тем работающие эффективно и надёжно.

Якорь присоска

Совершенно оригинальными являются якоря-новинки, появившиеся совсем недавно и работающие по принципу тарелки, положенной на плоскую поверхность вогнутой частью. Подобный же принцип присосок используют осьминоги на концах своих щупалец. Такие присоски отлично работают на гладком илистом или песчаном дне. Чтобы якорь надёжно лёг на дно и начал свою работу он снабжён двумя тарелками-присосками, гарантирующими точное попадание вогнутой поверхности на дно, как бы ни упал якорь. Кроме этого есть ещё и боковые рабочие поверхности. Якоря-присоски ко всему прочему ещё и абсолютно безопасны и не подвержены коррозии за счёт термообработки полимерными материалами.

Якорь грибовидный

Странный металлический гриб – также якорь из серии необычных, но эффективных новинок. Как и присоска, это так называемый безрогий якорь, не имеющий и лап. Инвалид какой-то… Но якорь-гриб весом 9 кг способен надёжно удерживать лодку, которая весит почти тонну. Здесь тоже используется принцип присасывания ко дну, чему способствуют отверстия на донышке якоря. Кроме того, якорь не боится зацепов за дно благодаря своей округлой форме. И данный «гриб», покрытый плёнкой из ПВХ, является совершенно безопасным для любых лодок.

Есть ещё и другие самые разнообразные якоря, но представленные выше наиболее часто применяются для рыбалки с маломерных судов. Якорь Брюса, плуг, клык, ковш в какой-то мере повторяют вышеуказанные конструкции якорей, но или опасны для транспортировки в надувной лодке, или бывают почти неподъёмны вручную со дна, особенно при «глухом» зацепе за донные препятствия.

Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях - через них мы публикуем много интересной информации, фото и видео.


Популярные разделы сайта:

Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

Насадки для рыбалки - подробно описываем живые, растительные, искусственные и необычные.

В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.

Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.